Мы рады представить вам первое и эксклюзивное для нашего сообщества интервью для русскоязычной публики с англо-канадским писателем, исследователем доисторических обществ, психоактивных веществ в европейских традициях и консервативных идей современности — Ричардом Раджли.
A.S.: Приветствую вас, Ричард! Это ваша первая беседа для русскоязычной публики, поэтому я прошу вас представиться и рассказать о себе.
R.R.: Я родился на юге Англии и после многолетнего проживания в Лондоне я несколько лет назад переехал на запад Канады. Я изучал этнологию, историю религий и археологию в Лондонском Университете (Школа Восточных и Африканских Исследований), после чего поступил в докторантуру в Оксфорд, но уже 25 лет не могу её закончить! Одновременно с диссертацией я написал и издал, на сегодняшний день, семь книг. Я также создал несколько документальных фильмов для британского телевидения о доисторических и раннеисторических народах Европы. Совсем недавно я вновь начал писать, преимущественно о новых духовных и политических движениях среди европейских народов.
A.S.: В ваших трудах мы видим два магистральных направления интересов: интоксиканты и варвары Каменного века. Пожалуйста, расскажите почему именно эти темы вас особо привлекают и как они раскрываются в ваших книгах?
R.R.: Я написал 3 книги о психоактивных препаратах и той важной роли, которую они сыграли в истории и культуре. Еще в 1993 году моя первая книга была опубликована издательством Британского Музея (переиздана как «Essential Substances» издательством Arktos в 2014 году) и была одной из немногих книг в то время, которая давала широкое представление об истории психоактивных растений и других источником интоксикантов. Именно этот вопрос был не так хорошо исследован, как это должно было быть, что и привлекло меня к исследованию и написанию книги об этом. Книга была хорошо принята и получила положительные отзывы их многих мест, от Гарвардского Ботанического музея до журнала Playboy! Книга была ни за ни против наркотиков, в ней я просто высказал мнение, что такие препараты играют важную роль во многих областях культурной жизни во всем мире.
После того, как я написал мои книги об интоксикантах, я заинтересовался другой областью истории культуры, которая также была не до конца понятной даже среди очень образованных людей, а именно – достижениями доисторических людей Каменного века, которые заложили основы для искусства, науки, технологии, письма и т.д. этого периода – люди Каменного века не были дикими или глупыми, но такими же умными и творческими, как и любые другие люди иных эпох.
A.S.: Говоря о наркотических веществах, какие из них, возможно, оказали большее влияние на культуру европейских народов? Большинство живет стереотипными представлениями о «грибах» и «травах».
R.R.: Опиум и каннабис широко использовались в доисторической Европе ещё до того, как там стал известен алкоголь; с точки зрения того, что нам известно об использовании нехристианами психоактивных веществ, я также хочу отметить что европейские ведьмы также использовали мощные галлюциногены, например, белену, белладонну и мандрагору.
A.S.: Когда вы говорите о том, что народы Каменного века не были ни глупыми ни дикими, вы тем самым соглашаетесь с тем, что прогрессистская шкала оценки уровня развития народов — это устаревший и нерелевантный метод?
R.R.: Да.
A.S.: Давайте поговорим о язычестве и вашей книге «Воскрешение язычества». Каковы ваши отношения с язычеством, состоите ли вы в какой-либо организации? Как вы оцениваете современную тенденцию возврата к доавраамическим традициям? В вашей книге вы особо акцентируйте фигуру Одина, почему именно он?
R.R.: Обычно я не называю себя язычником[1], потому что этот термин имеет ряд негативных коннотаций. Преимущественно этот термин означает «не-христианское», то есть указывает на то, чем нечто не является, вместо того, чем оно является на самом деле. Более того, термин «язычество» используется многими современными оккультистами и сторонниками New Age для описания их синкретизма и обычно поверхностной псевдо-духовности, с которой я не хотел бы ассоциироваться. Однако я получил большую духовную поддержку из дохристианского духовного наследия северной Европы (Северная Традиция), которая дает мощный и вдохновляющий взгляд на мир, который может быть отлично адаптирован к условиям наших дней – для меня это не вопрос о жизни прошлым или попыток вернуться в прошлое или в романтическую утопию
Я состоял в трех или четырех разных группах, которые практиковали различные пути Северной Традиции и до сих пор уважаю и поддерживаю контакт с некоторыми, например, с группой Став (Stav), базирующейся в Великобритании (думаю, она была основана норвежцем), и Asatru Folk Assembly из США. Но на сегодня я не являюсь активным членом какой-либо группы.
Я думаю, многие люди понимают универсалистскую природу авраамических религий, которая оказала огромное влияние на современный мир и многие идеи, заложенные в этих религиях, также продолжают жить и в секулярных формах и даже среди атеистов. Доавраамические религии предоставляют возможность найти путь возврата к локальным и региональным идентичностям, которые везде пребывают под атакой глобализации и связанных с ней сил.
Я могу описать свою книгу «Воскрешение язычества» («Pagan Resurrection») как биографию бога, а именно – Одина. Я также пишу что Один это бог измененных состояний сознания. Он воплощает не рациональные и высшие аспекты человеческого разума – его имя означает «Исступленный» и он манифестирует себя через различные формы экстаза – в поэтическом и иных видах вдохновения, галлюцинациях, сексуальной страсти, боевой ярости берсерка и т.д. Также он является архетипичной фигурой глубочайших, наиболее экстремальных и максимально творческих, опасных аспектов нашего персонального и коллективного самосознания.
A.S.: Вы согласны, что мы можем рассматривать авраамизм как прообраз, матрицу, современного глобализма?
R.R.: Да.
A.S.: Вы согласны, что Современный Мир (Модерн) – это Кали-Юга, Рагнарек, последние времена перед Концом?
R.R.: Это очень интересный вопрос, на который можно ответить с двух точек зрения.
Во-первых, мы можем посмотреть на это с точки зрения мирской истории (которую мы можем назвать «горизонтальной историей») и увидеть, что доминирующая парадигма прогресса является дефектной. То есть, это легче показать на техническом прогрессе: грубо говоря, ядерная бомба мощнее, чем лук и стрелы; и тоже самое справедливо для медицинских достижений, которые стали возможны для осуществления. Но в целом, тяжело верить и утверждать, что человечество продвинулось во всех сферах жизни – духовность, искусство, мораль – я не вижу здесь прогресса. Есть множество особенностей современного мира, которые очевидно очень негативны – консолидация богатства в руках малой группы глобальной элиты, деградация окружающей среды и так далее. Другая особенность современного мира, которая является очень важной и указывает на то, что этот век можно считать Железным, как говорил Гесиод (или Веком Волка, как он называется в Северной Традиции), это поверхностность большей части современного общества – массы, которые поклоняются наиболее грубым и материалистичным идолам мира развлечений. Я нахожу, что трудно поверить, что каждая предшествующая эра человеческой истории была неаутентичной, как наши с вами времена, где телевидение, симулякры и виртуальность угрожают задушить саму реальность.
Во-вторых, мы можем посмотреть на этот вопрос с точки зрения «вертикальной истории», согласно которой мы взираем на мир с традиционалистской позиции. В этом отношении Кали-Юга – это низшее состояние социального и индивидуального бытия и оно всегда присутствовало в трех других, высших, эпохах – в этом смысле все мы начинаем наше духовное путешествие с самого низкого уровня Кали-Юги (Железного века), и возвращение к Золотому веку это вертикальное путешествие наверх, к высшим состояниям сознания.
A.S.: В интервью Mindaugas Peleckis вы говорили о том, что пишите для издательства «Arktos» книгу об идентаризме, можете рассказать подробнее об этом направлении? Что есть идентаризм?
R.R.: Идентаризм – это политическое движение, которое берет свое начало во Франции и сегодня распространилось на несколько европейских стран и заключается в сохранении коренных Европейских идентичностей на региональном, национальном и континентальном уровне. Я надеюсь, моя книга (где будут интервью с лидерами движений) будет важным источником об этом движении. Моя цель состоит в том, чтобы создать книгу, которая будет беспристрастной площадкой, где каждый мыслитель и активист этого движения сможет сказать свое слово. И я надеюсь, что она будет интересна не только для самих идентаристов, но также для студентов, политологов, ученых, журналистов и даже для тех, кто является противником этого движения.
A.S.: То есть, идентаризм – это вариант теоретического осмысления многополярного мира с опорой на до-авраамическую религиозную идентичность в Европе?
R.R.: Лично я согласен, что мультиполярность[2], язычество и идентаризм весьма совместимы, но многие идентаристы являются христианами.
A.S.: Что Вы можете пожелать русским традиционалистами и язычникам?
R.R.: Мои знания о русском традиционализме и язычестве, к сожалению, ограничены и я не владею русским языком, но я хорошо знаком с доступными на английском трудами А. Дугина, я нахожу их очень интересными. Я также прочитал твою работу с большим интересом и особенно оценил отказ от сатанинских элементов как иррелевантных в вашей языческой традиции[3]. Хотя я много путешествовал, мне грустно говорить, что я никогда не был в России, к которой я испытываю интерес с подросткового возраста (тогда моими главными достопримечательностями были шахматная газета «64» и чтение классических романов), но я надеюсь посетить вашу страну.
Кроме того, мои книги были переведены на тринадцать языков, ни одна из них не была переведена на русский – это большой позор. Если кто-то из ваших читателей знаком с издателями, которые могут заинтересоваться любой из моих книг, пожалуйста, дайте мне знать, и я могу либо иметь дело с этим непосредственно, либо через моего литературного агента, в зависимости от книги.
Наконец, я хотел бы поблагодарить Вас за предоставленную мне возможность ответить на ваши интересные вопросы.
Беседовал и перевел
Askr Svarte
English
[1] Речь идет об английском термине «pagan», который имеет негативные коннотации «низшего» в европейской культуре. Ближайшим аналогом русского «язычества» будет немецкий и английский термин Volk/Folk и Volkishe (народничество) соответственно – прим. A.S.
[2] Считаем важным указать, что термин не имеет ничего общего с «мультикультурализмом» – прим. A.S.
[3] Одинизме. Упоминаемые работы – книга «Gap» и эссе «Проблемы языческого традиционализма» – прим. A.S.