Красный Яр

Не только в самом Чертограде сады да рощи заповедные есть, да и вокруг него немало мест дивных.

Вот, к слову, вниз по Обь-реке, за городком, где мужи ученые думы думают, место есть, которое Каинской Заимкой кличут. И неизвестно, в честь ли Каина самого, библейского, оно названо, али еще в честь кого, да только места там болотистые, Навные, Смерть там чувствуется. Посреди заимки той, меж тропою редкоходимой и болотами стоит святилище бога скандинавского — Одина. Где-то в тех лесах, я, бывало, по юности, самого Хозяина Лесного встречал…

Севернее же Чертограда место есть красоты чудной, крутой берег Обь-реки, что Красный Яр зовется. Берег тот — крутой обрыв глиняный, высоты такою, что стоя на нем коршуны под тобой пролетают. На склоне его облепиха растет, да так бурно, что когда ягодный цвет наступает, берег, словно стена золотая из самой реки подымается. А на берегу же самом сосны молодые растут, да изредка березки попадаются.

Я на этом берегу был, золотые ягоды со склона собирал, в реке-матушке купался да Солнцеворот летний с другами встречал. На краю самом круг сотворили, кострище сложили да чур божий утвердили на месте сем. А как Солнце спряталось, так осветилось все Огнем святым, да речами добрыми, пламенем Духа пламя Крадное в глазах отражалось. Летели огнены стрелы Яриловы с самого верха Яра Красного, тешились внуки Даждьбоговы…

На празднике том такие слова я рек, да и я ли один рек их, али уста мои не только мои были тогда:

Как на Купалину ночь
Сидят внуки Даждьбожьи,
Потвор урядный творят, чиры режут-малюют,
Чуры боговы ставят,
Да разговоры меж собою ведут:
О жизни праздной и грустной,
О делах былых да нынешних,
О жизни своей вспоминают,
О временах стародавних да обычаях,
О веке страшном, в коем жить пришлось…
Течет Обь-река, круты берега,
На Красном Яру, высоком берегу,
Стоят внуки Даждьбожьи,
Руки к небу простерши,
Солнце на закат идет,
Род вращает Кологод.
Дым к небу возносится,
Треба богам приносится!

Вдоль берега другого, совсем не крутого, стоял люд простой и огнями костров своих выводил ожерелье Фрейи, на радость глазу нашему…

Много иль мало поведал я о местах близь Чертограда, да больше – уже совсем другая история.

A.S.