Интервью Askr Svarte издательству Fall Of Man

FallOfMan: Приветствую! В России у вас изданы несколько книг и статей, но западной аудитории известна только ваша книги «Gap», единственная на английском языке. Можете рассказать о себе и своей работе нашим читателям?

A.S.: Приветствую! Я возглавляю русскоязычное сообщество «Svarte Aske – Тёмный Ясень», посвященное Пути Левой Руки в германо-скандинавской и славянской традициях, а также изучению языческого традиционализма. Также я являюсь редактором традиционалистского издательства «Svarte Publishing» и, наконец, пишу книги. Основные направления интересов: языческий традиционализм в Железном XXI веке, социальные и политические измерения язычества в истории, Платон и неоплатонизм, германо-скандинавская традиция, немецкая мистика Майстера Экхарта и философия XX века – братья Юнгеры и Мартин Хайдеггер.

Книга «Gap» представляет собой один из ранних и строго эзотерических опытов взглянуть и описать Путь Левой Руки в Одинизме. Она носит декларативный характер и я рассматриваю её как первый взгляд, первый опыт особого настроения этого пути, который отличается от общепринятых. На русском языке книга была издана весной 2013 года, с тех пор прошло много времени, многое изменилось, стало видно более ясно и глубоко, а также более аргументировано. К сожалению, эти материалы пока что только на русском языке.

FallOfMan: Что вас толкнуло на изучение язычества и более конкретно – Одинизма?

A.S.: Из увлечения обычной эзотерикой меня выдернули книги Доброслава (А. Добровольского) и позже я украл в библиотеке книгу о скандинавской мифологии, чтобы ознакомится с германской традицией. Мне было лет 16-17. Так вышло, что мои предки континентальные немцы и корни уходят в Шварцвальд, Швабию и Баварию. Я проследил их до зари XVIII века. Но исторически судьба и политические перипетии забросили мою фамилию в Сибирь. Я рассматриваю это как специфическое путешествие через время, географию и народы и уже из этой позиции выстраиваю обратный мост к Германскому Логосу. Это предопределило вхождение в германо-скандинавскую традицию, я рассматриваю её как венец или красивый цветок, раскрывшийся из общего архаического германского семени.

На дальнейшее становление моего языческого мировоззрения оказали влияние труды Велеслава Черкасова, его поэтичность описания сакрального, и труды Юлиуса Эволы – его безжалостной критики современности.

FallOfMan: Рене Генон, очевидно, сильно повлиял на вашу книгу, но расскажите о других источниках вдохновения? Кого вы бы могли назвать «отцом» современного Одинизма?

A.S.: Я уважаю Рене Генона как основателя философии традиционализма в XX веке и разделяю его критику нашей эпохи, но я не могу сказать, что его влияние на меня очень велико. В книге я рассуждаю и критикую его взгляд на три этапа мирового регресса. Рене Генон отстаивал довольно дуальную концепцию Добра и Зла, во многом схожую с христианской, а для Пути Левой Руки и язычества в целом это неприемлемо. Гораздо большее влияние на меня оказал Юлиус Эвола, его взгляды лежат в основе многих интенций.

В русском язычестве (Родноверии) исторически не было зафиксировано ничего похожего на культы и философию Пути Левой Руки. Есть вопрос: каким он мог быть если бы был выражен русским языком и с использованием русских образов? В наши дни свой вариант ответа предложил Велеслав в нескольких книгах и циклах статей и лекций. Я нахожу его труды чрезвычайно насыщенными, небесспорными, но интересными и важными для языческого традиционализма в России. Он отлично разбирается в Западном Герметизме, но привносит в тексты пронизывающих их русский дух, оттенки и привкус. В книге «Gap» я попытался передать, перенести настроение из его книг в пространство северной мифологии. В конце концов, он ещё и мой хороший друг и помощник.

Касательно современного Одинизма я не знаю, кого можно было бы назвать его отцом. Точнее так: разумеется, его отцом является сам Один-Всеотец. Но среди людей я бы особо выделил первого годи исландской общины «Содружество Асатру» (Ásatrúarfélagið) Свейнбьёрна Бейнтеинссона (Sveinbjörn Beinteinsson). Я нахожу очень интересными и созвучными моим взглядам идеи Коллина Клири (Collin Cleary) и некоторые тезисы Стефана Флаурса (Stephen Flowers).

FallOfMan: Касательно основной темы «Gap», могли бы вы объяснить свое видение Пути Левой Руки? Некоторые люди ассоциируют его исключительно с сатанизмом и чёрной магией, но ваш подход не следует этому.

A.S.: Как говорится в известной пословице: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому описать видение Пути Левой Руки довольно сложно, здесь важно уловить настрой и посыл того, о чем идет речь. Какая-либо форма магии как способа воздействия на материальный мир и привлечения благ мне неинтересна, я почти не касаюсь этой темы. Насчет сатанизма, в предисловии к книге об этом говорится отдельно и надо быть очень верующим в христианского Бога и моральный дуализм, чтобы говоря о язычестве оперировать словами «сатанизм» и тому подобными. Это от недостатка ума.

FallOfMan: Ваш подход к Пути Левой Руки очевидно вдохновлен идеями Вамачары; каким образом философские концепты Хинду относятся к язычеству Европы?

A.S.: Вот это очень хороший вопрос. Путь Левой Руки очень хорошо и вплоть до мельчайших бытовых деталей разработан во множестве индийских школ этого направления. Это факт. И да, с точки зрения языка и структурализма (Ж. Дюмезиль) мы имеем общий индоевропейский корень, очень далекий и глубокий. Сегодня многие европейские язычники и мистики стараются копировать внешние атрибуты ведических культов или тантризма, не вникая в суть этих даршан. Получается ситуация, когда европеец по внешности, языку и мышлению, пытается выдать себя за индуса, завернувшись в ткань и придумав себе имя. Это путь в никуда. (Позитивное исключение составляют те люди, которые получают посвящение в Индии, изучают язык и совершают паломничества в эту страну. Но они уже принадлежат традиции Хинду, а не Европы.)

Я вижу ситуацию следующим образом. Не нужно заимствовать из Тантр внешние формы, славления, имена и образы Богов. Не нужно заимствовать структуры ритуалов, обрядов и многого другого – это плоды и проявления сугубо индийской культуры, мышления и даже географии. Больше пользы может принести сравнение мифологии и Богов, но и это не самый глубокий путь.

Из Тантр достаточно взять самые фундаментальные и базовые положения, зачастую они укладываются в одно предложение или два-три слова. Например «идея недвойственности» (адвайта) или «божественный монизм». Все, кроме идеи ничего брать не нужно. Далее следует обратиться к поиску корней и возможности раскрытия этой идеи в пространстве европейского мышления и традиций. В этом огромное подспорье оказывает Платон, неоплатонизм и некоторые христианские мистики. Например, окунувшись в изучение Майстера Экхарта и Иоганна Таулера, я обнаружил большое сходство в их учении об обретении внутреннего Бога и иерархией людей в Тантрах (пашу-вира-дивья). Все, что нам нужно, уже есть у эллинов и германцев. Наша задача заключается в освобождении этого от наслоений христианства, современной секулярной науки, гуманизма, прогресса и так далее. Потом это следует привести в гармонию, освоить как язык и в этом пространстве эллинско-германского философского языка мы можем выражать аналогичные Тантрам идеи, которые будут полностью комплиментарны европейскому мышлению, культуре и внешним формам.

Индия гораздо лучше и в большем объеме сохранила то, что Европа давно утратила. Поэтому нам не стоит пытаться стать индусами и бежать на Восток, нам надо смотреть на них как в зеркало и видеть разницу.

FallOfMan: В вашей книге вы обращаете внимание на тёмные стороны Богов, традиционно ассоциированных только со Светом, приписывая Одину и Фрейе атрибуты, связанные с тёмными сущностями. Вы согласны с делением мира на черное и белое, где есть четкие линии что есть Зло, а что Добро? Возможно ли наделять человеческими качествами такие бессмертные сущности, как Боги и титаны?

A.S.: Единственное, что я хочу показать – это то, что прочтение фигуры Бога как только «светлого» или только «тёмного» , в корне неверно. Боги амбивалентны, они могут иметь свои гневные или менее светлые ипостаси. Из поздней христианской культуры мы привыкли видеть в Боге доброго старика, но языческие Боги – особенно германские! – суровы и не являются кем-то вроде «хиппи». В источниках по германо-скандинавской традиции есть множество упоминаний о нетипичном поведении Богов.

Далее, если каждое Божество может проявлять себя двояко, значит в нем есть то, что предшествует двойственности и объединяет светлое и тёмное проявление ещё до того, как они существуют раздельно. Вот на это Единое и направлен посыл «очернения» Богов. То есть, если Боги могут быть и «светлыми» и «тёмными», то что внутри Бога предшествует его делению на две ипостаси? Вот в чем вопрос.

Возможно ли отнести человеческие качества к Богам? Есть прекрасное мнение, суть которого в следующем: Это не человек переносит свои качества, например эмоциональность, на образы Богов. Наоборот, у человека есть эти качества, потому что ими обладают Боги.

Вы упомянули титанов и здесь можно вернуться к вопросу о «сатанизме». Сегодня существует идея представить поклонение титанам, йотунам и турсам, а также различным мелким духам, как Путь Левой Руки. Это так называемые турсатру или рёккатру. Я думаю, что это в лучшем случае наивное хобби домохозяек и виккан. Люди, которые этим занимаются и поют им дифирамбы, вообще не понимают логики мифа и воинственной составляющей германо-скандинавской традиции, воинского этоса германских Богов и культуры. Это яркий пример когда Путь Левой Руки сворачивает явно не туда. Есть прекрасная книга Фридриха Георга Юнгера «Греческие мифы», где он ясно дает понять разницу между титаническим и Божественным полюсами на примере эллинской традиции.

FallOfMan: Можете ли вы раскрыть термин «манифестационизм» и как он относится к язычеству? Почему креационизм в оппозиции к язычеству?

A.S.: Это два различным онтологических принципа, которые отличают религии креационизма и языческие традиции. Авраамические религии опираются на идею творения мира (creatio ex Nihilo), а язычество говорит о проявлении (латинское слово manifestare) космоса из Божества (creatio ex Deo). Манифестационизм и есть язычество.

Из этой фундаментальной разницы проистекают все различия, вплоть до социальных, политических и идеологических, между язычеством и авраамическими религиями. Если лаконично, то креационизм утверждает непреодолимое различие между природой Бога и природой мира и человека. Язычество говорит, что разница между Богами, миром и людьми иерархическая, но не сущностная. Разумеется, с точки зрения ортодоксального креационизма это утверждение – ересь, поэтому креационизм ведет борьбу с язычеством всю свою историю. А язычество в лице неоплатоников проникает в теологию христианства или мистику ислама и перестраивает его структуры изнутри, устраняя дистанцию между мистиком и Богом.

FallOfMan: Достижение реконструкции до-христианской веры в Европе очень сложно в силу того факта, что у нас нет непрерывной традиции, линия веры прервана. Как вы решаете эту проблему?

A.S.: Этому вопросу я посвятил огромный труд в двух томах «Polemos: Языческий Традиционализм». Суммарно там более 800 страниц, на которых история, передача и проявления языческого наследия рассмотрены в самых разных сферах и примерах. На английском языке доступно оглавление книги, но она пока ожидает своего перевода и издания.

Если кратко: язычество может быть сокрыто, не видимо для нас в обыденной жизни, но принципиально оно никуда не исчезает. Я рассматриваю язычество не как культы и почитание множества Богов, язычество – это особое мышление, язык и состояние. Да, сегодня очень сложно прорваться к нему, найти адекватные формы, книги, авторов. Но при должном усилии и чуткости это возможно.

FallOfMan: Вы основали сообщество «Svarte Aske», расскажите о нем. В чем его суть и цели?

A.S.: Сообщество создано в 2011 году, мы отмечаем четыре самых основных солярных праздника: Летнее и Зимнее Солнцестояния, Весеннее и Осеннее Равноденствия. Помимо этого мы изучаем и освящаем идеи языческого традиционализма, Пути Левой Руки, философии. Мы издаем альманах «Warha», в котором регулярно переводим тексты зарубежных авторов и берем интервью у писателей и исследователей, которые ранее вообще не были известны в России. Последние пару лет эта просветительская деятельность является нашим главным проявлением во внешнем мире.

FallOfMan: Над чем вы работаете сейчас, готовятся ли новые книги?

A.S.: В ближайшее время на русском языке выйдет второе издание книги «Gap», на этот раз под названием «Чарующая Бездна». В ней гораздо больше материалов, раскрывающих суть учения и затрагивающих совсем новые темы.

Более того, близится к завершению более сложная работа по исследованию Германского Логоса «Приближение и окружение», в которой затрагиваются темы традиции, германского мистицизма, неоплатонизма, М. Хайдеггера, этимологических особенностей германских и русского языков, что чрезвычайно важно для понимания темы. И это не последний раз, когда мы обращаемся к ней.

FallOfMan: Благодарим вас за ваше время!

A.S.: Благодарю за интересные вопросы!

Источник

English